Палицци, Филиппо


Палицци, Филиппо
(Palizzi, Filippo) 1818, Басто, Абруцци — 1899, Неаполь. Итальянский художник, рисовальщик. Неаполитанская школа. Учился в Академии художеств Неаполя у Г. Смарджасси, последователя А. ван Питлоо. Работал в основном в Неаполе. В 1842 побывал в Греции. В 1855 посетил Флоренцию, позднее Голландию, Францию (1865, 1875), Бельгию. В 1861 вместе с Морелли основал "Общество поощрения искусств" с целью организации выставочной деятельности художников Неаполя. С 1878 — профессор неаполитанской Академии художеств. В 1881 возглавил Школу декоративного искусства при Индустриальном музее в Неаполе. В 1891 стал президентом Академии художеств. Филиппо Палицци — самый талантливый из четырех братьев Палицци, принадлежавших к "Школе Позиллипо". Одним из первых среди итальянских живописцев познакомился с произведениями мастеров барбизонской школы. В манере их тональной живописи исполнены пейзажи 1830—1840-х: Охота на оленя, Охота на волка (оба — Неаполь, частное собрание). Традиции характерного для неаполитанской школы анималистического жанра продолжают его картины Ослик (1843, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Друзья в стойле (1840, Рим, Нац. галерея современного искусства), Любовь быка (1840-е, Милан, галерея Брера), Бычок (1859, Рим, Нац. галерея современного искусства). В 1850—1860-е Палицци обратился к живописи цветовым пятном (pittura di macchia), развивая пленэрные завоевания мастеров "Школы Позиллипо". В подобной манере написаны картины Деревенская улица, На пастбище, Озеро (все — Рим, Нац. галерея современного искусства). Наблюдая динамику изменений света и тени, художник звучными цветовыми пятнами стремится зафиксировать на холсте все более краткие периоды в светоцветовом состоянии природы. Подобно европейским пленэристам 1840—1860-х он любил писать человеческие фигуры в атмосфере света и воздуха (Сборщица колосьев, Милан, частное собрание; Стирающая женщина, Рим, Нац. галерея современного искусства), передавать аккордами пятен цвета пластику распределения света и тени на приближенных к зрителю укрупненных объемах растений (Этюд листьев, освещенных солнцем, Флоренция, галерея Питти). Пленэрные завоевания Палицци оказали влияние на живопись мастеров флорентийской "Школы маккьяйоли", творчество Д. Морелли и других мастеров Неаполя. Вместе с Д. Морелли, М. Де Грегори, Дж. Больдини, Дж. Де Ниттисом и другими Палицци основал группу художников "Республика Портичи", работавших в Портичи и развивавших методы пленэрной живописи в противовес академическому направлению.
Лит.: Morelli D., Dailbono E. La Scuola Napoletana di pittura. Bari, 1915; Limonelli M. Filippo Palizzi. Napoli, 1928; La mosta dell’Arte del Mezzogiorno d’Inalia. Roma, 1953; Schettini A. Grandi Pittori dell’Ottocento inaliano. La Scuola Napoletana. Milano, 1961.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Палицци, Филиппо" в других словарях:

  • Палицци Филиппо — (Palizzi) итальянск. живописец: ум. в 1899 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Палицци, Джузеппе — (Palizzi, Giuseppe) 1812, Ланчьяно 1888, Пасси. Итальянский живописец. Один из братьев Палицци, сыгравших значительную роль в развитии пленэрной живописи в Италии XIX в. С 1836 обучался в Академии художеств Неаполя. В 1845 впервые посетил Францию …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Палицци — (Palizzi) три итальянских живописца, родом из Лаичьяно, в Абруццах. 1) Джузеппе П. (1813 88) в начале учился законоведению и только с 1836 г. посвятил себя искусству. Первые свои этюды с натуры и исполненные по ним картины он выставлял в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Проект:Тематическая неделя европейских регионов/Абруццская неделя — Проект: Тематическая неделя европейских регионов. Неделя Абруццо Неделя Абруццо Settimana di Abruzzo Портал …   Википедия

  • Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З …   Википедия

  • Итальянское искусство* — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Итальянское искусство — Архитектура. Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской архитектуры, предшествовавшей готической, выразилось в сохранении формы древнехристианской …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.